Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 06.05.2024, 04:25

Студия "Альба"

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [5]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 10
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Как выбрать преподавателя?

Не секрет, что один наиболее важных моментов для качественного изучения языка - правильный выбор преподавателя. Казалось бы, это совсем не проблема, английский нынче не преподает только ленивый. Школьники, студенты различных мастей, взрослые люди, проучившиеся на курсах, имеющие некий уровень владения языком и квалификацию, далекую от сферы образования , студенты профильных вузов, учителя школьные, колледжей, вузов, частные преподаватели или фрилансеры , так называемые "нейтивы", которые, в свою очередь, делятся на людей с пед. образованием и без, на людей из Великобритании, США, или бывших колоний (в Малайзии и Индии тоже говорят по-английски). Все это разнообразие можно найти и для онлайн уроков при помощи Скайп и других схожих программ.

Как сориентироваться среди такого разнообразия? Во-первых, сделаем паузу, глубоко выдохнем, и попробуем проанализировать, что мы хотим от обучения. Правильно сформулированное условие - половина решения задачи. Итак, остановимся поподробнее на этих разновидностях преподавателей, а уж принимать решение все равно придется самостоятельно.

1. Старшеклассники, хорошо знающие язык. Плюсов я вижу очень мало: возраст, близкий к возрасту обучаемого, много энергии, ну и финансовая сторона от бесплатно до очень дешево. Минусов много: такие преподаватели еще сами дети, ответственности они еще только учатся, занятия могут переносится и отменяться, бывают опоздания, необязательность. Сам старшеклассник или его родители не могут с уверенностью оценить уровень знаний, школьная оценка тоже не дает нужного понимания. Сертификат международного экзамена - единственный независимый и относительно точный способ оценить уровень. Я бы посоветовала уровень не ниже Upper Intermediate, иначе научит своим ошибкам, закрепит их, а потом переучивать гора-а-аздо дольше и тяжелее. Незнание методики преподавания не компенсировать энергией и энтузиазмом, это мое скромное мнение. Если только купит книжку для учителя и будет проводить уроки согласно готовым планам - тогда куда ни шло, заодно и сам(а) методике поучится, но эти пособия дорогие, и данная категория их практически никогда не использует.

2)Студенты непрофильных вузов. Эта категория мало чем отличается от предыдущей. Стоимость услуг этой группы преподающих язык невелика. Минусы все те же: возможны необязательность и непунктуальность, отсутствие опыта нельзя компенсировать энтузиазмом. Эти молодые люди не стремятся связать свою жизнь с преподаванием, поэтому вряд ли будут тратить свое время на изучение методики. Зачастую таких репетиторов приглашают родители, которые хотят сэкономить. Выиграйте битву со своей "жабой", сэкономив некоторую сумму (на поверку не очень большую), вы теряете гораздо более ценный ресурс - время Вашего ребенка. Многие скажут: "Для помощи с домашним заданием и такой репетитор сойдет", и будут неправы. Выполнение домашней работы с ребенком (а иногда и фактически ЗА ребенка, подсказывая ему ответы, не объясняя правил и не отрабатывая их) может привести лишь ко временнуму улучшению оценок. Как только вы от услуг такого репетитора откажетесь, оценки "съедут" к изначальному уровню. Получается, как в известной рекламе: если результат одинаков, зачем платить больше? Зачем вообще платить за это деньги?

3)Студенты профильных вузов (педагогическое образование на факультете иностранных языков), все переводчики, юристы, лингвисты см. выше. Эти молодые люди планируют заниматься преподаванием и дальше, в вузе изучают методику преподавания, стандартно со 2 курса. Эта категория преподающих не так безнадежна, как предыдущие две. Но выбирать такого репетитора нужно очень тщательно. Многие родители были студентами, вспомните, на вашем курсе обязательно были старательные талантливые ребята, но так же были и разгильдяи и двоечники. Что поделать, такова жизнь. Необходимо внимательно присмотреться к вашему начинающему репетитору, возможно, перед вами человек, просиживающий в своей альма матер штаны, а, может быть, начинающая звезда преподавания.

Ценовая политика таких репетиторов может вас удивить. В нашем обществе потребления молодые люди вообще, и начинающие преподаватели в частности склонны переоценивать стоимость своего рабочего времени. Многие хотят денег много и сразу, поэтому различные сайты по поиску репетиторов могут шокировать вас своими расценками, студенты просят за свои услуги часто наравне с более опытными преподавателями, а иногда и подороже.

4) Следующая категория – взрослые, имеющие образование в сфере, далекой от преподавания, и находящие такую подработку подходящей. Во-первых, нужно понимать, кто попадает в эту категорию. Это люди, не реализовавшие себя в своей профессии. Бывшие менеджеры не пойми чего, экономисты и бухгалтеры в отпуске по уходу за ребенком, учителя других предметов. Я знаю реальный случай, когда, учитель начальных классов после курсов длиной несколько месяцев решила, что теперь она будет учителем английского в начальной школе. Благо, директор оказалась прозорливее, и предприимчивая дама учителем стать не смогла, зато занялась репетиторством по английскому, выполнение домашней работы третьего класса обычной школы вызывало у нее сложности, она регулярно консультировалась у коллег по поводу Past Simple. 

Многим работа преподавателя кажется легкой, особенно, если ученик у тебя всего один. Такие репетиторы вспоминают свои уроки в школе, вузе, на различных курсах, и пытаются учить своих учеников так же, как когда-то учили их самих. О том, что методика преподавания иностранных языков ушла далеко вперед, они и не слыхали (да, по большому счету, им это и не нужно, это ведь этакие шабашники от преподавания). Обычно эта категория преподавателей, если их можно так назвать, специализируется на выполнении домашних заданий, двигаются они строго по учебнику, от упражнения к упражнению, как разнообразить занятие они просто не знают. Некоторые пытаются использовать дополнительные материалы, но это не очень спасает ситуацию. Ведь просто поставить видео, мультфильм на языке, прослушать песню – это заполнить время, без тщательной проработки увиденного или прослушанного пользы даже от аутентичных материалов мало.

Стоимость уроков таких преподавателей не очень высока, часто именно невысокая цена привлекает родителей. И они обязательно находят своих клиентов. Главное, нужно понимать: в изучении языка такой преподаватель вашему ребенку не поможет. Поможет выполнить домашнее задание, если учитель в школе относится формально, могут даже на время занятий улучшаться отметки в школе, но реальных знаний не будет. Ситуация, когда родители приводят ребенка, и рассказывают, как он год, два, три до этого занимался с репетитором, а начинать все равно приходится с правил чтения, привычна. Если вы считаете, что английский язык вашему сыну или дочери не нужен, но хотите, чтоб учитель в школе выводил исправно 3, а то и 4 и готовы платить за это до конца школы – выбирайте такого преподавателя. Правда, подобные преподаватели как-то сами-собой «рассасываются» классу к 6-8, когда даже в обычных школах начинаются вещи более серьезные, но сколько времени (и денег родителей) к этому времени безвозвратно утеряно! Правда, иногда родители даже сами себе не признаются, что их ребенку не нужен язык, и даже не нужна оценка по большому счету, им нужно быть «не хуже Пети из третьего подъезда, у которого уже есть репетитор по английскому». Если ваша цель именно такая, тогда да, выбирайте «количеством поболе, ценою подешевле».

5)Когда речь заходит о школьных учителях, родители разделяются на два, так сказать, лагеря. Одни считают, что репетитор должен официально работать в школе, вузе, техникуме, это является подтверждением его/ее квалификации. Другие, наоборот, считают, что раз в школе не научили бесплатно, то и за деньги не научат. И те, и другие ошибаются. Тот факт, что преподаватель официально устроен в образовательное учреждение, ни о чем не говорит. В условиях тотальной нехватки кадров в провинции директор часто вынужден брать на должность учителя не того, кто достоин, а того, кто согласен. С другой стороны, в Москве, например, после повышения зарплаты учителям, нехватки кадров совсем нет, и даже талантливому хорошему учителю, который по каким-либо причинам ищет работу, нелегко ее найти.

Единственное, что точно известно про школьного учителя, преподавание – его основная работа, поэтому относится он к ней со всей серьезностью. Работа в школе требует довольно большого количества времени, поэтому не ждите от школьного учителя подвигов по подготовке спецкурсов типа английский для медиков или нечто подобное. Чем больше нагрузка в школе – тем меньше времени на подготовку к частным занятиям. В таком случае качественными будут уроки, если они пересекаются с уроками в школе. Например, Марьиванна утром научила второклашек читать открытый слог, а вечером она пришла к вашему второкласснику и тоже обучает чтению. Если такая Марьиванна из начальной, пусть даже и очень хорошей школы придёт готовить вашего сына или дочь к ЕГЭ, маловероятно, что она сделает это как следует, потому что времени на подготовку к таким серьезным занятиям у нее нет. А если она готовится к репетиторству, и не готовится к школьным урокам, это тоже не говорит в ее пользу. 

В школе встречаются замечательные преподаватели. К сожалению родителей, большое их количество со временем переходят к другим формам работы, но если вы такого учителя застали в период его работы в школе – вам и вашим детям повезло. По стоимости иногда уроки школьных учителей удивляют своей более чем умеренной ценой. Возможно, это происходит потому, что учителя не рассматривают свое репетиторство как основной источник дохода, поэтому могут позволить себе снижать ставки. Возможно, это отголоски советского прошлого, когда считалось, что учитель – святой человек, должен всего себя отдавать детям, а деньги – это же совсем не из области духовного. 

6)Стоит кратко упомянуть о преподавателях английского в вузах, техникумах и т.д. Характеристики, приведенные в пункте 5, относятся к ним на 100%, только их целевая аудитория – не школьники, а старшеклассники и взрослые. То есть, в техникуме такой преподаватель имеет дело с учебниками для взрослых, на основной работе обучает практически взрослых молодых людей, и как репетитор взрослым учащимся может быть крайне полезен. А вот приведи к нему малышей, еще неизвестно, что получится. Точнее, очень хорошо известно. В 90 случаях из 100 берется взрослый учебник (почему-то очень популярен Headway) и начинается мучение для ребенка. Как результат – постоянная ситуация неуспеха и потеря мотивации к изучению языка.

7)Если вы хотите изучить какой-нибудь специальный курс типа английский для юристов, инженеров-проектировщиков и подобное, вам просто необходимо искать репетитора - фрилансера. Фрилансер – не работающий официально в учебном заведении преподаватель, обычно юридически он оформляет ИП. Частные занятия английским – основной вид его деятельности, основной источник его дохода. Он крайне заинтересован в том, чтобы уроки были качественными, чтобы ученику нравился процесс и ощущался результат. Обычно утро такого репетитора занято не очень плотно, поэтому у него есть достаточно времени для подготовки, в том числе не просто курса базового английского, а также некоторых спец. курсов. На самом деле – это тот же базовый английский, только с привлечением лексики из данной специализации. Преподаватель сначала эту специализацию изучает хотя бы в общих чертах, а потом уже составляет для вас учебный план занятий. Рассчитывать на то, что вам подойдет любой фрилансер тоже не следует. Вряд ли такой преподаватель имеет в своем арсенале больше 1-2 спец. курсов, в основном преподают все тот же базовый английский, но просто среди фрилансеров есть реальный шанс найти такого специалиста, среди остальных категорий он стремится к нулю.

8)В настоящее время стало модно заниматься английским с носителями языка, так называемыми нейтивами. Казалось бы, плюсы носителей языка должны быть очевидны: 
1.грамматически и фонетически правильная речь
2.создание ситуаций реального общения
Что же происходит в большинстве случаев? Сначала давайте представим, какой тип людей приедет в Россию преподавать английский язык за совсем небольшие по европейским и американским меркам деньги? Приедет человек с высшим образованием? Или со знанием методики преподавания? И уже невозможное: с тем и другим вместе? Давайте ответим себе честно: нет, сюда в основном едут люди, не состоявшиеся в своей стране. Поэтому я бы не ожидала от бывших английских водопроводчиков очень грамматически правильной речи, а от филиппинских продавцов безупречного произношения, а от бывших американских администраторов знание методики преподавания. Конечно, где-то встречаются и настоящие британские преподаватели, например, на Кембриджских курсах для преподавателей английского языка TKT мою группу вел как раз такой тьютор, но, боюсь, индивидуальные занятия с таким преподавателем не по карману большинству желающих.

Частые жалобы на нейтивов

-не готовятся к занятиям (открывают учебник впервые на занятии, и пытаются сообразить, о чем поговорить);
-часто опаздывают сами, а заканчивают по времени;
-много говорят на занятии сами (не умеют управлять дискуссией, не умеют создавать речевые ситуации), лихорадочно меняют тему разговора (ученик вышел с урока: вроде бы разговаривал, а в голове ничего не отложилось);
-не исправляют ошибки учеников (а ученик-то думает, что он прав, и ошибка закрепляется);
-не умеют объяснять грамматику.

Знаю несколько взрослых, обучающихся по скайпу с носителями, ученики сами планируют занятие, ищут материалы для обсуждения, передают их «преподавателю», чтоб урок был не впустую. Так не с первого и даже не со второго раза удалось этого нейтива заставить ознакомиться с пакетом уже подготовленных материалов ДО занятия.

Но все же, однозначно утверждать, что носитель языка в деле изучения английского языка бесполезен, нельзя. Заниматься с носителем можно: 
-если вам необходимо проработать спонтанную устную речь;
-если уровень вашего владения языком не ниже среднего (Intermediate).

Для этих целей не обязательно искать платного тьютора, можно найти англоязычных друзей в скайп и общаться на интересующие темы. Можно и преподавателя найти в скайп, и поиск квалифицированного носителя по доступной цене в этом случае будет намного более легким. Возможно, что вам даже попадется профи, например, из-за разницы во времени захочет заполнить пустующее неудобное для местных занимающихся время в его расписании, но упомянутые выше проблемы могут поджидать вас и в интернете.

Английский язык – один из базовых предметов школьной программы. К сожалению, требования программы и реальные успехи школьников при изучении английского исключительно на школьных уроках даже близко не соотносятся, поэтому многим родителям приходится искать репетитора, курсы и т.д. Каково же бывает разочарование, если выбранный вами преподаватель не справляется с возложенной вами на него задачей. Но в этом разочаровании отчасти виновны и сами родители. Необходимо отчетливо понимать, кого и для каких целей вы приглашаете. Если это начинающий студент для выполнения домашней работы – результат его деятельности – выполненная домашка, не более того. Если вы хотите чего-то большего, ищите тех специалистов, которые реально смогут вам это предложить, имеющих для выполнения ваших запросов достаточную квалификацию и время. Да, да, придется постараться, поразмышлять, чтобы понять, чего вы в действительности хотите, найти нужного человека и правильно перед ним поставить задачу. А уж если нашли хорошего учителя для вашего ребенка, держитесь за него. Несмотря на то, что профессия массовая, отличных профессионалов в ней не больше, чем в любой другой отрасли. Помните, время вашего ребенка – ценный и невосполнимый ресурс, распорядиться им нужно грамотно.

Категория: Мои статьи | Добавил: uzon (18.05.2015)
Просмотров: 511 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz