Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 06.05.2024, 10:00

Студия "Альба"

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [5]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 10
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Про школу, учителей и вездесущий «Спотлайт».

Английский язык – один из базовых предметов школьной программы. По проведенным исследованиям, в начальной школе самыми сложными для учащихся считаются русский язык, математика и английский. Можно слово «английский» заменить на «иностранный», но тенденция такова, что первым иностранным языком в 95 % случаях у наших детей является английский. Как ни назови, суть все та же – английский язык воспринимается учениками начальной школы как один из самых сложных предметов. В старшей школе ситуация немного меняется. С появлением физики и химии они занимают пальму первенства, но за ними все так же не отстает иностранный язык. Третьим в списке самых сложных предметов старшеклассники называют английский.

Каковы же причины? Знание языка – это целый комплекс компетенций. Развитие устной речи, чтения, выражения своих мыслей в письменном виде с использованием незнакомых пока средств. И всего 2-3 урока в неделю! Если вспомнить о родном языке и посчитать количество уроков письма, чтения и развития речи на родном языке, а затем сравнить с количеством уроков на иностранном языке с незнакомой грамматической структурой и неизвестными словами, становится понятно, что сравнение не в пользу иностранного. В этой ситуации крайне важно, чтобы то небольшое количество времени, выделенное на изучение иностранного языка, использовалось «на 100%».

Что же необходимо для качественного процесса обучения? Какие основные «действующие силы» в этом процессе? Это триединство Ученик-Учитель-Учебник. Эти три «У» - достаточно условны. «Ученик» может быть совсем не учеником школы, а уже престарелым джентельменом, желающим на досуге выучить иностранный язык, или домохозяйкой, которая ходит на курсы, потому что у нее появилось много свободного времени. «Учитель» – это тот, кто учит: и школьный учитель, и воспитатель группы детского сада, и профессор вуза. Под словом «Учебник» имеются в виду любые средства обучения: и стандартные УМК (учебно-методический комплект), и авторские разработки, и художественные произведения, и компьютерная программа, даже набор аудио-треков с заданиями. Для того, чтобы чудо случилось, вы выучили язык, все компоненты этой системы должны быть качественными.

Если хотя бы одна из вершин такого воображаемого треугольника «западает», сроки освоения языка немедленно увеличиваются. Например, ученик не желает делать домашнюю работу, на уроке невнимателен, указания учителя не выполняет. Вряд ли у него будет быстрым прогресс, если вообще не случиться топтание на месте. А если старательному ученику попался неумеха-преподаватель, будет ли прогресс? При хорошем учебнике и вопреки преподавателю да, но очень медленный. И, наконец, плохой учебник также чрезвычайно тормозит процесс обучения. 

Давайте теперь вернемся к школьному английскому и обратим взор на школьные учебники. Кто их пишет? В России выпуском учебников занимаются несколько издательств. Чтобы учебник попал в школьную библиотеку, необходимо, чтобы он был в списках рекомендованных Министерством Образования РФ. И хотя это не законодательный акт, а всего лишь рекомендательное письмо, практически не существует школ, которые не следуют этому документу. Я лично не знаю ни об одном случае, но совсем такую возможность не исключаю. И если посмотреть эти документы за прошлый, позапрошлый год и так далее, можно заметить, что некоторые издательства «в фаворе», а другие нет. Хорошие учебники заменяются плохими просто потому, что издательства не «продвинули» их нужным образом.

Практически все параллели нашей школы № 30 в мкр. Авиаторов с 2014 года занимаются по учебнику «Спотлайт» издательства «Экспресс Паблишинг». Опять пишу практически все, но на самом деле все мои ученики из разных параллелей занимаются по нему, хотя я не исключаю, что есть другие классы, где учебник другой. В свете вышеизложенного многим родителям учеников нашей школы хочется задать вопрос: «А «Спотлайт» хороший учебник?». Чтобы ответить на него, придется внимательнее присмотреться к этой линейке.

Я практикующий преподаватель с большим опытом работы как в школе с углубленным изучением английского языка, так и с обширной частной практикой. У меня было много разных учеников, некоторые из них учились по учебнику «Spotlight», мои собственные дети занимаются по этому учебнику в школе, поэтому более или менее подробно я знакома с разными уровнями. Долгое время я не могла понять, почему так много несоответствий самого разного плана в разных уровнях этого учебника, почему нет преемственности не только в плане лексики и грамматики, но и даже в подходе к изучению иностранного языка, а ведь принцип преемственности материала – один из основополагающих в методике обучения. Пришлось провести небольшое исследование, в ходе которого выяснилось, что учебник «Spotlight» для начальной школы (2-4 класс) - это переизданный под другим названием учебник «Set Sail» издательства «Express Publishing», а 5-9 класс это уже совершенно другая линейка учебников «Access» 1-5 того же издательства. 

Учебник «Spotlight» -это не новый продукт, созданный специально для России, и даже не одна линейка, это совершенно разные учебники, случайно подходящие ученикам по возрасту. 
Когда выяснился этот момент, стало понятно, отчего не складывается четкой картины, почему учебник за 5 класс намного легче, чем учебник за 4 класс. Просто 5 класс – это первый уровень совершенно другого учебника. Но не стоит обольщаться кажущейся легкостью 5-го класса. Очень быстро материала станет так много, что ориентироваться будет затруднительно. Если учебник в начальной школе полностью коммуникативный, полон песен, диалогов, обучение чтению дается методом целых слов, то в средней школе одной устной работой уже не отделаешься. Слова появляются большими списками, а упражнений на их отработку ничтожно мало. Грамматические темы тоже всплывают неожиданно, и так же неожиданно сменяются другими. Среди специалистов есть такое понятие, как избыточность материала. Учебник «Spotlight» с 5 класса и далее – пример такого перенасыщенного материалом учебника. 

Некоторые преподаватели говорят: «Ну и хорошо, много – не мало, можно что-то опускать». С такими утверждениями нельзя согласиться. Во-первых, тесты в конце каждого модуля, такие своеобразные контрольные работы, это нарезка из заданий по всем темам модуля, и учителя в школе все, как один, берут ВСЕ задания этих тестов, даже если на уроках они успели сделать только половину страниц из модуля, или не проработали рабочую тетрадь. Самые креативные преподаватели могут переделать пару упражнений, но пропустить – нет. Во-вторых, даже если опустить часть материалов модуля, с оставшимся материалом нужно работать, как следует, а упражнений для этого в учебнике не достаточно, то есть придется создавать свои материалы. Не каждый учитель готов на такой подвиг, да и не учителя это дело: составлять в большом количестве материалы к учебнику ВМЕСТО тех людей, кто его создавал и получает за это свои деньги. Получается замкнутый круг. Школьные учителя не могут качественно работать по неудачному учебнику, не могут заменить его другим, и не хотят адаптировать учебник (считай, переписывать его), хотя за это их сложно винить, это не их задача. 

У учеников в школе выбор еще меньше. Они и плохого учителя не могут поменять, не то, что учебник. Если вернуться к нашему условному треугольнику успеха (Ученик-Учебник-Учитель), совершенно неудивительно, что успешно выучивших иностранный язык к окончанию школы реально единицы – это те немногие старательные и талантливые ученики, которые добились своего, скорее, не с помощью школы, а вопреки сложившимся обстоятельствам.

Некоторые учителя рассказывают ученикам и родителям, что «Spotlight» готовит к ЕГЭ. Если в комплекте с этим учебником у вас прилагается репетитор, который будет заниматься отработкой взятого по верхам материала, то да, если нет – большинство школьников просто не успевают переваривать ТАКОЕ количество знаний, и они выветривается из юных мозгов прежде, чем успевают стать умениями или компетенциями, как это принято называть сейчас. Единственный плюс этих пособий – несмотря на то, что учебник как бы коммуникативный, учителя, не умеющие работать по современным технологиям, легко приспосабливают его под старый добрый грамматико-переводной метод.

Ну, хватит уже про «Spotlight» для средней школы (он же бывший «Access»). Как всегда, наше Министерство Образования по непонятно каким причинам поменяло шило в виде учебников авторов Кузовлева, Биболетовой, которые традиционно прежде были в обычных школах на вот такое, пардон, «мыло». Как уже упомянуто выше, уровни учебника «Spotlight» для начальной школы – совершенно другой учебник, не связанный с последующими уровнями ничем, кроме издательства. В этом, возможно, есть плюсы. Раз в средней школе учебник неудачный, вдруг в началке он лучше? Действительно, во 2,3,4 классах нет недостатков, коими изобилует среднее звено. Учебник не перегружен материалом, коммуникативный, т.е. в нем много песен, диалогов, обучение чтению по методу целых слов и с использованием фониксов. В общем, все вполне в духе современных тенденций в методике обучению языкам. На мой взгляд, вполне себе хороший учебник, при помощи которого можно заложить прочную базу. При использовании такого учебника и подхода ученики вполне могут добиться хороших результатов в использовании языка (это устная речь, чтение, понимание на слух и письмо, а не как можно больше грамматических конструкций). 

Нельзя не упомянуть про одну большую проблему в начальной школе. Учителя в массе своей не умеют работать по коммуникативной методике и не хотят этому учиться. Они приносят распечатки с правилами чтения, добавляют транскрипцию с начала 2 класса (в учебнике ее нет), приносят распечатки с грамматическими правилами или, что еще хуже, записывают их с детьми под диктовку или с доски, новые слова задают учить самостоятельно и проверяют их словарными диктантами, задают дома составить кроссворд, пересказ и т.д. Многие искренне не понимают, как можно работать по-другому, называют коммуникативные учебники журналами с картинками, не приемлют новых методов обучения. То есть, учебник в школу дали, а работать по нему не научили. И в данной ситуации я не вижу выхода, кроме обязательных семинаров, возможно, со сдачей зачетов, чтобы хотя бы знали, как не нужно делать. Но вряд ли это реально выполнимо. 

Как можно догадаться, после такой гремучей смеси коммуникативного учебника и использования традиционного структурного подхода, берущего свое начало еще в советской школе, результаты у учеников также оставляют желать лучшего. При самом благоприятном исходе ребята могут ЧИТАТЬ ВСЛУХ, ПЕРЕВОДИТЬ и РАСКРЫВАТЬ СКОБКИ в грамматических упражнениях. Ни одно из этих умений не потребуется им для сдачи государственных или международных экзаменов по английскому языку, поскольку в экзаменах проверяются совсем другие компетенции. Нужно уметь ПОНИМАТЬ речь на слух, ГОВОРИТЬ, НАХОДИТЬ ИНФОРМАЦИЮ в текстах, ПИСАТЬ письмо и эссе. Но не всем же необходимо сдавать экзамены по английскому, скажете вы. Да, но и в реальной современной жизни человеку совсем не обязательно уметь правильно раскрывать скобочки, переводить каждое слово, гораздо важнее уметь донести свою мысль до собеседника-иностранца, понять его ответ, найти необходимую вам информацию в тексте, написать ответ на письмо, или жалобу, или просьбу. Все те же компетенции, которые проверяются на экзаменах. 

Подведем некоторые итоги. Школьные годы – отличный возраст для изучения английского языка, но при сложившейся системе преподавания английского, его невозможно выучить только на школьных уроках. Многие родители обеспокоены этим, поэтому принимают различные меры, чтобы исправить ситуацию. Они, конечно, правы, зачем упускать такое хорошее время. 
Создание языковой среды дело возможное, но времязатратное, а также забирает много сил. Главное требование - регулярные занятия и достаточная интенсивность. Лингвисты называют идеальной 10 академических часов в неделю, в это время входят и школьные уроки, и домашнее задание, все дополнительные занятия. Можно смотреть английские фильмы и телевизионные каналы на английском языке, можно читать книги и изучать английский вместе с ребенком. Сейчас в книжных магазинах представлена масса полезной литературы. Подчеркну, заниматься нужно много, можно и больше, чем 10 часов, меньше - не желательно, это незамедлительно скажется на результатах. Многие родители не обладают таким количеством свободного времени и обращаются к профессионалам. Это как выбор самостоятельно блуждать по незнакомому лесу, или взять проводника. К поиску такого проводника (репетитора или курсов) лучше подойти ответственно, на рынке масса некачественных предложений, но об этой интересной теме в следующий раз. А сейчас хотелось бы закончить этот небольшой обзор пожеланием успеха всем, неравнодушным к будущему своих детей, потому что время - весьма ценный ресурс, которым обладают наши школьники. И если не помочь им его распределить с пользой, оно вполне может быть полностью потрачено бесцельно на компьютерные игры или вконтакте. Не давайте им такой возможности, и потом они скажут вам спасибо.

Категория: Мои статьи | Добавил: uzon (21.05.2015)
Просмотров: 614 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz